Одаренный ребенок: проблемы и перспективы его развития

9 декабря 2011 года в ИПКРО г. Петрозаводска состоялась региональная конференция «Одаренный ребенок: проблемы и перспективы его развития». Гостей конференции встречали юные одаренные артисты ансамбля народной музыки «Витра» ГБОУ РК Специализированной школы искусств. Пленарное заседание проходило под руководством Феоктистова С. А. – проректора по научной работе ГОУ РК «ИПКРО», к.п.н.. Участников конференции приветствовали Утицина М.Н. и Ковру Л.А.. Затем были заслушаны доклады Баканчука А.А., Васильевой Т.А., Столярова Г.Н., Винокуровой Н.М., Горбуновой Т.М., Тюрьевой Е.В., Жуковой О.М., в которых отмечалась важность решения назревших проблем в образовании и воспитании одаренных детей.

 Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека. Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.  Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Необходимо выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.
Наиболее интересной и продуктивной была работа на секциях. Смирнова И.А. зам. директора по координации внеклассной работы МОУ ДОД «ЦСДЮСШОР» выступила на секции № 3 «Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития одаренных детей» с докладом «Проблема интеграции дополнительного и общего образования в целях поддержки спортивноодаренных детей». Где отметила что,Определенный уровень работоспособности необходим для развития детей. Во всех жизненных сферах одаренные дети имеют право на проявление своих незаурядных способностей. Соревноваться друг с другом в решении самых разнообразных задач - естественная потребность детей. Поэтому спорт высоких достижений в детском возрасте в принципе следует признать положительным явлением.Спорт высоких достижений в детском возрасте может выполнять следующие функции:
стимулировать физическое, психическое и духовное развитие;
способствовать практическому познанию собственной работоспособности и собственных умений, а также укреплению уверенности в своих силах;
приобщать детей к коллективу и формировать социальное поведение;
расширять опыт и обогащать эмоциональную жизнь ребенка путем рациональной организации досуга.
Дети хорошо приспосабливаются к высоким физическим нагрузкам; тренировка с учетом уровня физического и психического развития детей, т.е. тренировка, организованная в соответствии с возрастом занимающихся, не наносит ущерба здоровью детского организма. Специфика организации детского спорта высоких достижений обусловлена, однако, тем, что особого внимания требуют не только биологические границы спортивного результата, но также этические, педагогические, психологические и медицинские аспекты этой проблемы; именно они определяют и лимитируют развитие детского спорта высоких достижений. Необходимо, чтобы допустимые временные затраты, верхние пределы физических и психических нагрузок, сопряженных со спортом, определялись для каждого ребенка в индивидуальном порядке. 
В детском спорте высоких достижений необходимо неукоснительно соблюдать следующее правило: нормальное развитие ребенка ни в коем случае не должно ставиться под угрозу ради кратковременного успеха в спорте. Детский спорт высоких достижений должен быть организован таким образом, чтобы оптимальная спортивная результативность приходилась на период юности и зрелости.
Из отмеченного выше вытекает следующее:
В сфере спорта следует развивать все двигательные способности, личностные качества, а также социальные потребности ребенка. При этом нужно избегать слишком ранней специализации в отдельных видах спорта или спортивных дисциплинах, а также форсированного развития отдельных двигательных навыков.
Равное внимание следует уделять как спортивному результату, так и радости, которую приносит ребенку игра и ощущение принадлежности к коллективу. Результат, стремление к успеху, материальные и научные интересы не должны становиться самоцелью и тормозить разностороннее развитие ребенка. В рамках спорта высоких достижений ребенок должен иметь достаточное для полного самовыражения поле деятельности. Следовательно, спортивная подготовка детей предполагает и подведение их к самостоятельной деятельности. В спорте высокие результаты оправданы лишь при том условии, если ребенок может рассматривать их как собственный успех и если они проистекают из его собственной спортивной мотивации. Предпосылками к этому служат доступная детям информация об организации тренировки и планировании соревнований, о возможных последствиях занятий спортом высоких достижений, а также закрепление за детьми права участия в решениях, касающихся их самих, - например, о виде тренировки, участии в соревнованиях или о продолжении занятий спортом высоких достижений. Ребенок должен научиться самостоятельно распоряжаться собой, но так, чтобы не наносить себе же ущерба; он должен научиться переживать неудачи, которые неизбежны в спорте.
Занятия спортом высоких достижений не должны иметь отрицательных последствий для будущей жизни юного спортсмена и мешать его учебе в школе. Спортивные интересы детей не могут служить основанием ни для их ущемления, ни для создания им привилегированного положения; дети должны иметь возможность для социальных контактов не только в рамках тренировочно-соревновательного процесса, но и за пределами спорта - в семье, среди друзей и т.д.; следует всячески избегать социальной изоляции юных спортсменов, которая может возникнуть вследствие их особого положения; нужно оставлять им достаточно времени и возможности для занятий на досуге теми видами деятельности, к которым у них есть склонность.
 
Чтобы детский спорт высоких достижений отвечал этим требованиям, нужно обеспечить выполнение следующих организационных мер:
1. Привести тренировочно-соревновательный процесс в соответствие с особым статусом ребенка, с его склонностями, способностями и условиями развития.
2.Необходимо разработать стандартные планы тренировки, основанные на бесспорных данных о способности детского организма переносить нагрузки.
3.Содержание и методы тренировки должны соответствовать возрасту ребенка; 4. разнообразию форм двигательной активности и разносторонней общефизической подготовке должно отдаваться предпочтение перед ранней специализацией. 5. Тренировочные сооружения должны иметь оснащение, необходимое для работы с детьми. 6. Участие в тренировочно-соревновательном процессе должно оставлять ребенку достаточно времени для других занятий - учебы, общения с семьей, друзьями и т.д. 7. Соблюдение режима дня юного спортсмена. Следует полностью отказаться от тренировочных занятий ранним утром и поздним вечером.
8. Соревнования для определенных возрастных групп должны проводиться на строго определенном региональном уровне. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы предотвратить нежелательное в детском возрасте стремление к высшим спортивным достижениям как символу успеха, а с другой, чтобы избежать опасности переоценки личности ребенка и его соревновательных результатов. Особого содействия заслуживают командные соревнования; количество личных соревнований следует пересмотреть.
Спортшколы, клубы и федерации должны заботиться о 9.  создании нормальных условий для учебы ребенка, его профессиональной подготовки, социальных контактов и т.д. не только в период его участия в спорте высоких достижений, но и после того, как он покинет "большой" спорт. 
10. Тренер несет ответственность не только за спортивную подготовку вверенных ему детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего. Он должен иметь достаточно четкое представление об основных проблемах биологического, психического и социального развития детей и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Здесь должен действовать следующие принцип: работая с детьми, тренер не должен руководствоваться общими правилами, действительными для спорта высоких достижений; он должен знать и учитывать особое положение, возможности в плане спортивного результата и допустимый уровень нагрузок для каждого ребенка в отдельности. Эти специфические задачи нужно включать в курс профессиональной подготовки тренера; для постоянного пополнения педагогических знаний тренер должен регулярно проходить курсы повышения квалификации.
11. Необходимо тщательное медицинское обследование детей на пригодность; оно, во-первых, должно гарантировать, что к занятиям на уровне спорта высоких достижений будут допущены только абсолютно здоровые дети, а, во-вторых, должно дать материал для рекомендаций относительно наиболее подходящих данному ребенку видов спорта и допустимых для него тренировочных нагрузок. Необходим также основательный и регулярный медицинский надзор.
12.. Следует регулярно информировать родителей о том, каково положение их детей в спорте, об их перспективах и риске, связанном со спортивной деятельностью. Это нужно для того, чтобы родители могли выбрать верную педагогическую позицию и в нужный момент поддержать своих детей.
Родители играют важную роль в процессе педагогического руководства детьми, занимающимися спортом. Например, они должны заботиться о том, чтобы у детей было достаточно времени и сил не только на спорт и учебу, но также на другие занятия, соответствующие их интересам, и на поддержание социальных контактов.
ДЮСШ И клуб является незаменимой основой развития детского спорта высоких достижений. Оптимальными для гармоничного развития ребенка являются такие условия, при которых он живет, тренируется и учится в одном населенном пункте. Следует повышать квалификацию тренеров, инструкторов и помощников инструкторов, работающих в детском спорте высоких достижений; они, в частности, должны уметь эффективно противодействовать местническим интересам представителей клубов и федераций, которые, например, могут требовать высоких соревновательных результатов в раннем возрасте, а также давлению со стороны учреждений, не имеющих отношения к спорту. Они должны уделять большое внимание ориентации детей на наиболее подходящие им виды спорта, а также совершенствованию поиска одаренных в спортивном отношении детей.
Школа должна обеспечивать юным спортсменам нормальный процесс обучения. Кроме того, она может участвовать в поиске одаренных детей и рекомендовать их соответствующему клубу. Школа может также помогать в спортивной работе с детьми, разъяснять им перспективы и опасности, связанные с их участием в спорте высоких достижений. Если того требуют региональные условия и имеются к тому благоприятные местные предпосылки, школа сама может осуществлять спортивную подготовку одаренных детей. В этом случае требуется совместная работа школы и клуба
 
Спорт в детском возрасте оказывает существенное влияние на развитие и воспитание человека. Ему присуща, в частности, тенденция к совершенствованию результатов и к соревнованию в игровой форме, соответствующей детскому возрасту, что не наносит ущерба общему развитию ребенка. 
 
 
Целью развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации является воспитание физически и нравственно развитого юного гражданина России, укрепление здоровья детей, подростков, юношей и девушек путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях, развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создание необходимых условий для самореализации спортивно одаренных детей, 
 Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
 
 
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
 Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.
Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
По окончанию конференции была принята  резолюция о необходимости разработки и быстрейшего принятия республиканской программы о поддержке , выявления и сопровождения одаренных детей, дальнейшем развитии грандовой системы поддержки и стимулирования этих процессов. Надеемся что решения принятые на конференции позволят изменить к лучшему существующую картину в детском спорте. 

Нашли ошибку на сайте, или хотите оставить отзыв или пожелание? Пишите нам!

Яндекс.Метрика